Работница-совместитель вправе обратиться за получением пособия по беременности и родам к каждому из


Работница-совместитель вправе обратиться за получением пособия по беременности и родам к каждому из своих работодателей

 

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2021 г. N Ф07-8089/21 по делу N А56-115396/2020


Отделение ФСС считает, что у страхователя нет права на возмещение затрат по выплате пособия работнице, которая трудился у него по совместительству. Пособие должен был выплатить основной работодатель.

Суд, исследовав материалы дела, с доводами Отделения ФСС не согласился.

Суд исходил из наличия у застрахованного лица права обращения как к каждому страхователю, у которого оно работало на момент наступления страхового случая, так и к одному из них.

Сотрудница на момент наступления страхового случая состояла в трудовых отношениях по совместительству в обществе и у другого работодателя. При этом она обратилась за выплатой пособий к каждому из страхователей исходя из расчета своей средней заработной платы у них.

 

10 ноября 2021


04 августа 2021 г.Дело N А56-115396/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью "Научно-инженерная компания Орион" представителя Ярыго О.В. (доверенность от 21.12.2020),

рассмотрев 04.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 по делу N А56-115396/2020,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инженерная компания Орион", адрес: 192241, Санкт-Петербург, пр. Александровской фермы, д. 29, лит. Е, пом. 28Н, оф. 23, ОГРН 1177847264539, ИНН 7816648511 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 197046, Санкт-Петербург, Б. Посадская ул., 10А, ОГРН 1027806860707, ИНН 7812014120 (далее - Фонд), от 19.10.2020 N 3043 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и обязании устранить нарушения путем возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 200 336,09 руб.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2021 заявление удовлетворено.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 решение от 05.02.2021 изменено; признано недействительным решение Фонда от 19.10.2020 N 3043 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 199 680,60 руб.; на Фонд возложена обязанность возместить Обществу 199 680,60 руб. расходов по обязательному социальному страхованию; в остальной части в удовлетворении заявления отказано. С Фонда в пользу Общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Обществу возвращены из федерального бюджета Российской Федерации 7 007 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 05.02.2021 и постановление от 27.04.2021, принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, право возмещения затрат на выплату застрахованному лицу пособия по беременности и родам у Общества отсутствует, поскольку данные расходы не подтверждены надлежащими документами. Фонд полагает, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованному лицу всеми работодателями по всем местам работы этого лица, только если на момент наступления страхового случая и в двух предшествовавших этому календарных годах застрахованное лицо работало у данных страхователей, однако указанные сведения Фонду не представлены, Общество не представило доказательства заработка застрахованного лица за 2017 и 2018 годы.

В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

В судебном заседании представитель Общества возражал против ее удовлетворения жалобы.

Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является плательщиком страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Заявитель обратился в Фонд с заявлением о выделении 204 029,23 руб. на выплату страхового обеспечения.

Фондом проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, результаты которой отражены в акте от 16.09.2020 N 3043.

В ходе проверки Фондом выявлены следующие нарушения:

1. Несоответствие представленных страхователем документов, определенных частью 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и перечню документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н (далее - Приказ N 951н).

Заявленная Обществом сумма (204 029,23 руб.) не соответствует предоставленной им расшифровке расходов на цели обязательного социального страхования и расходов (указана сумма 200 336,09 руб.). Сумма 3 693,14 руб. не является превышением расходов над начисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. На основании поступивших от налогового органа межведомственного взаимодействия сведений, содержащихся в расчете по страховым взносам, предоставленном страхователем в налоговый орган на 01.06.2020, задолженность перед страхователем составляет 198 075,23 руб.

2. Общество в качестве расходов на цели обязательного социального страхования ссылается на произведенные застрахованному лицу - Ярыго О.В. выплаты пособия по беременности и родам в сумме 199 680,60 руб., и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в сумме 655,49 руб.

В ходе проверки Фондом на основании предоставленных Обществом документов установлено, что на момент наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам, Ярыго О.В. состояла в трудовых отношениях с двумя работодателями, за получением страхового обеспечения она обратилась в ООО "Формос-Нева" и в Общество. ООО "Формос-Нева" являлось основным местом работы Ярыго О.В. (основание: запись в трудовой книжке приказ от 29.12.2006 N 7).

Согласно справке от 22.05.2020 страховой случай оплачен в полном объеме, расчет произведен из совокупного заработка Ярыго О.В. за два предыдущих года только в ООО "Формос-Нева".

В Обществе Ярыго О.В. трудоустроена по совместительству (основание: трудовой договор от 01.02.2018 N 2).

Общество выплатило Ярыго О.В. 199 680,60 руб. пособия по беременности и родам и 655,49 руб. единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.

Расчет произведен на основании данных о заработной плате за 2017 и 2018 годы. Однако Общество не предоставило доказательств в отношении заработка Ярыго О.В. в указанные расчетные периоды на 517 243 руб. и 523 951,08 руб., соответственно, которые легли в основу расчета.

По результатам камеральной проверки Фондом вынесены решения:

- от 19.10.2020 N 232 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 200 336,09 руб.

- от 19.10.2020 N 3043 об отказе в выделении средств на осуществлении расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 200 336,09 руб.

Основанием для вынесения указанных решений послужили следующие выводы фонда:

- Ярыго О.В. не состояла в трудовых отношениях с Обществом в двух календарных годах (2017 и 2018), предшествующих моменту наступления страхового случая (07.10.2019), следовательно, у застрахованного лица не возникло право на получение пособия по беременности и родам по месту работы по совместительству в Обществе; - размер выплаченного Ярыго О.В. пособия по беременности и родам в сумме 199 680,60 руб. не подтвержден документально. Считая решение от 19.10.2020 N 3043 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.


Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционный суд, с учетом признания Обществом неправомерности возмещения 655,49 руб. единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние срок беременности, изменил решение суда первой инстанции, уменьшив взысканную сумму в указанной части.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховщик, обязанный обеспечивать контроль за расходами на обязательное социальное страхование, имеет право проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения.

Контроль за правильностью расходования средств на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2, статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ.

Пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

На основании пункта 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.

Согласно Закону N 165-ФЗ страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Законом N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Частью 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 названного Закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

В силу части 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

На основании части 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Согласно пункту 19 Положения N 375 в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в 2 предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с абзацем первым настоящего пункта страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. Вопреки довода Фонда, в данном случае, исходя из обстоятельств дела и руководствуясь приведенными выше нормами права, суды правомерно исходили из наличия у застрахованного лица права обращения как к каждому страхователю, у которого оно работало на момент наступления страхового случая (часть 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ), так и к одному из них (часть 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).

Как установили суды, застрахованное лицо Ярыго О.В. на момент наступления страхового случая состояла в трудовых отношениях по совместительству в Обществе с 01.02.2018 на основании трудового договора и приказа N 1 о приеме на работу. При этом Ярыго О.В. обратилась за выплатой пособий к каждому из страхователей, исходя из расчета средней заработной платы по этим страхователям.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к выводу, что за получением пособия застрахованное лицо могло обратиться как к каждому страхователю, у которого оно работало на момент наступления страхового случая, так и к одному из них.

При этом суды руководствовались позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.06.2019 N 309-ЭС19-9421 по делу N А50-19959/2018.

Все доводы Фонда, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, лишающее застрахованное лицо альтернативы в выборе порядка получения пособия - по всем местам работы или по одному из них, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

В кассационной жалобе Фонд также указывает на получение из налогового органа достоверных сведений о 198 075,23 руб. задолженности перед страхователем, а не указанных Обществом 204 029,23 руб.

Между тем, как верно указали суды, представленные Обществом документы подтвердили расходы Общества на пособие застрахованного лица в сумме 200 336,09 руб. за первое полугодие 2020 года, выплату 25.05.2020 пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, а также представление в налоговый орган расчета только 16.07.2020.

Кроме того, в выписке операций по расчету с бюджетом по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на дату 16.07.2020 числится 204 029,29 руб. задолженности перед страхователем.

Довод Фонда о непредставлении Обществом сведений о заработке застрахованного лица Ярыго О.В. за 2017 и 2018 годы, суды правомерно отклонили, как необоснованный.

Материалами дела подтверждается получение Фондом справки от 31.01.2018 N 182н и карточки учета страховых взносов 2018-2019, в виде приложений к заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения посредством ЭКС (ГОСУСЛУГИ), отметка о получении фондом документов от 17.06.2020 N 1815-04-08/7992.

Как указали суды, данный перечень документов является достаточным для принятия решения о выделении (возмещении) необходимых средств на выплату страхового обеспечения утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.20019 N 951н (с учетом изменений внесенных приказом Минтруда России от 28.10.2016 N 585н).

С учетом признания Обществом довода Фонда о неправомерной выплате 655,49 руб. пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, кассационный суд считает, что апелляционный суд правомерно удовлетворил требования Общества и признал недействительным оспариваемое решение Фонда об отказе в выделении 199 680,60 руб. в возмещение расходов на выплату страхового обеспечения.

Ссылки подателя жалобы на то обстоятельство, что застрахованное лицо было трудоустроено в Обществе на условиях внешнего совместительства менее двух полных календарных лет, предшествующих наступлению страхового случая, подлежат отклонению с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 26.06.2019 N 309-ЭС19-8898 по делу N А71-21618/2017 и от 02.07.2019 N 309-ЭС19-9675 по делу N А50-10421/2018.

Материалы дела не содержат сведений, указывающих о завышении Обществом размера заработной платы застрахованного лица с целью получения более высокого пособия по беременности и родам из фонда социального страхования, как и умышленных действий самого застрахованного лица, направленных на получение пособия по беременности и родам в большем от установленного размере.

Доводы подателя жалобы являлись предметом детального рассмотрения апелляционного суда и мотивированно им отклонены. Несогласие Фонда с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке, не свидетельствует о существенных нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Фонда не усматривается.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 по делу N А56-115396/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий О.Р. Журавлева


Судьи О.Р. Журавлева С.В. Лущаев С.В. Соколова

  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square