Работу шахтеров нужно сделать безопаснее.


Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса (утв. Президентом РФ 3 января 2022 г.)


По итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса Президент дал поручения, в частности:

- усилить административную ответственность за нарушения в части дегазации при добыче угля (горючих сланцев), за нарушения в части охраны труда шахтеров;

- создать систему аудита организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;

- изменить структуру зарплаты шахтеров;

- довести зарплату инспекторов территориальных органов Ростехнадзора до уровня средней зарплаты руководителей и инженеров предприятий соответствующей отрасли;

- использовать видеорегистраторы в рамках федерального госнадзора в области промышленной безопасности;

- установить исчерпывающий перечень требований аэрологической безопасности при ведении подземных горных работ;

- усилить контроль за выполнением работодателями отраслевых соглашений и наказывать за воспрепятствование осуществлению профсоюзного контроля.

 

13 января 2022


Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, состоявшегося 2 декабря 2021 года.

1. Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации:

а) обеспечить внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, предусматривающих: применение административного наказания в виде административного приостановления деятельности за невыполнение требований к проведению дегазации при добыче угля (горючих сланцев); усиление ответственности работодателей за нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах; конкретизацию составов административных правонарушений, совершаемых на объектах ведения горных работ и связанных с несоблюдением требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также усиление мер ответственности и создание условий для немедленного пресечения выявленных нарушений; установление ответственности должностных лиц уполномоченных органов (с применением административного наказания в виде дисквалификации) за невыдачу или несвоевременную выдачу предписания об устранении выявленных нарушений, непроведение или несвоевременное проведение проверки исполнения ранее выданного предписания;

б) при подготовке ко второму чтению проекта федерального закона N 1144919-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обеспечить рассмотрение предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе касающихся создания условий для профилактики и предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

в) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих: создание системы аудита организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в целях обеспечения соблюдения такими организациями требований промышленной безопасности, требований в области технического регулирования, требований по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, а также установление обязательности проведения такого аудита контролирующими лицами указанных организаций и выполнения рекомендаций по его результатам; применение в отношении контролирующих лиц организаций, эксплуатирующих угольные шахты, мер административной ответственности в случаях возникновения на шахтах аварий или инцидентов, повлекших за собой смерть или причинение вреда здоровью двух и более лиц, в том числе наложение на контролирующих лиц административного штрафа в размере, кратном сумме выручки от осуществления такими организациями деятельности по добыче угля. Срок - 1 января 2023 г. Ответственные: Мишустин М.В., Володин В.В.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить при участии представителей профсоюзных организаций и представителей работодателей угольной промышленности корректировку действующего Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности, предусмотрев исключение из структуры условно-постоянной части заработной платы шахтеров выплат, прямо или косвенно зависящих от выработки (количества добытого угля), в том числе оплаты по сдельным расценкам, с сохранением доли условно-постоянной части в структуре заработной платы шахтёров не менее 70 процентов, а также обеспечить закрепление данного подхода в последующих отраслевых соглашениях по угольной промышленности. Срок - 1 февраля 2022 г.;

б) обеспечить создание финансовых механизмов, гарантирующих выполнение пользователями недр работ по ликвидации, консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. Срок - 1 августа 2022 г.;

в) принять решение о доведении размера оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Ростехнадзора, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия на объектах ведения подземных работ, до уровня не ниже среднего размера оплаты труда руководящих и (или) инженерно-технических работников предприятий соответствующей отрасли. Срок - 1 марта 2022 г.;

г) обеспечить использование средств видеофиксации (видеорегистраторов) при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов I и II классов опасности в целях достоверного подтверждения состояния объектов в период проведения проверки, фактов нарушений обязательных требований, а также представления при необходимости результатов видеофиксации в правоохранительные органы или в суд;

д) при рассмотрении проектов актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также требования безопасности в иных сферах, не учитывать предложения и замечания, реализация которых может повлечь за собой снижение уровня безопасности, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде;

е) предусмотреть, что в отношении проектов нормативных правовых актов, одобренных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, механизм "регуляторной гильотины" не применяется и такие проекты правительственной комиссией по проведению административной реформы или её подкомиссией не рассматриваются. Срок - 1 апреля 2022 г.;

ж) разработать с учётом мирового опыта и принять меры по установлению исчерпывающего перечня требований аэрологической безопасности и иных требований промышленной безопасности в отношении объектов ведения подземных горных работ;

з) рассмотреть вопрос о внесении в правила проведения экспертизы промышленной безопасности изменений, в соответствии с которыми не допускается выдача заключений этой экспертизы, содержащих вывод о возможности применения объекта экспертизы, не соответствующего требованиям промышленной безопасности. Срок - 1 сентября 2022 г.;

и) рассмотреть вопросы о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся: уточнения полномочий Роструда по осуществлению контроля за выполнением работодателями отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнёрства, в том числе в части, касающейся оплаты труда работников угольной промышленности; установления обязанности работодателей обеспечивать профессиональным союзам возможность осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений; установления ответственности работодателей за воспрепятствование осуществлению профсоюзного контроля. Доклад - до 1 мая 2022 г.;

к) принять при необходимости (по результатам обсуждения с профессиональными союзами и иными заинтересованными организациями) меры, предусматривающие: введение запрета на предоставление в пользование участков недр нераспределенного фонда недр, содержащих месторождения угля и предполагающих разработку шахтным способом; последовательный вывод из эксплуатации угольных шахт с высоким риском аварийности (с учётом анализа последствий такого вывода для экономики и социальной сферы); разработку и внедрение технологий (способов) добычи угля, применение которых позволит исключить риски возникновения групповых несчастных случаев на производстве, в том числе за счёт ограничения и (или) запрета использования труда человека при добыче угля на глубине, которая не позволяет обеспечить безопасность его жизни и здоровья; улучшение условий труда в организациях угольной промышленности, повышение безопасности ведения горных работ, снижение аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержание боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей; совершенствование систем безопасности и контроля, а также повышение надежности коллективных и индивидуальных средств спасения; защиту от фальсификаций показаний систем автоматического контроля и передачу данных дистанционного мониторинга и индивидуальных датчиков о местонахождении шахтеров в Ростехнадзор и МЧС России в режиме реального времени; повышение качества подготовки и повышения квалификации работников горнодобывающих предприятий, в том числе работников, осуществляющих руководство горными и взрывными работами, а также сокращение периодичности повышения квалификации таких работников; разработку и внедрение (с учётом имеющегося международного опыта) эффективных систем дегазации выработанного пространства, методов предотвращения загазованности горных выработок и внезапных выбросов угля (породы) и газа; установление чётких требований к содержанию планов и схем развития горных работ в отношении месторождений угля и совершенствование порядка согласования таких планов и схем с учётом требований к проведению дегазации при добыче угля (горючих сланцев), рисков возникновения аварий и особенностей добычи угля; внесение в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся выделения в структуре заработной платы шахтёров условно-постоянной и условно-переменной частей такой заработной платы, с учётом того, что в условно-постоянную часть не включаются выплаты, зависящие от выработки (количества добытого угля), и её размер в структуре заработной платы составляет не менее 70 процентов; совершенствование порядка определения тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для организаций угольной промышленности (в том числе с учётом оценки рисков, связанных с изменением технологии производства и результатов специальной оценки условий труда), порядка расходования сумм страховых взносов, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников таких организаций и их санаторно-курортное лечение, а также увеличение размера страховых выплат работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, и членам их семей; включение в отраслевые соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения в угольной промышленности, положений, предусматривающих дополнительную ответственность работодателей по возмещению ущерба членам семей шахтёров, погибших в результате несчастного случая на производстве или в связи с профессиональным заболеванием (сверх выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний); повышение качества обучения (в том числе в области охраны труда) работников горнодобывающих предприятий, непосредственно занятых на горных работах, действиям при авариях и аварийных ситуациях, предусмотрев проведение регулярных тренировок в условиях, максимально приближенных к реальной аварийной обстановке; создание в субъектах Российской Федерации, в которых осуществляется добыча угля, материально-технической базы, достаточной для обеспечения организаций угольной промышленности в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций или аварий компонентами, применяемыми для тушения подземных пожаров, и средствами доставки этих компонентов до очагов пожаров, с учётом необходимости их доставки до соответствующего объекта в течение не более одного часа; поддержание в исправном состоянии и достаточном количестве профессиональных средств спасения, используемых горноспасателями, в целях обеспечения возможности для работников шахты собственными силами начать поисково-спасательную операцию до прибытия горноспасателей. Срок - 1 мая 2022 г. Ответственный: Мишустин М.В.

3. Правительству Российской Федерации при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности увеличения за счёт эксплуатирующей организации или иного владельца опасного производственного объекта размера компенсационных выплат в случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Срок - 1 мая 2022 г. Ответственные: Мишустин М.В., Краснов И.В.

4. Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Кемеровской области - Кузбасса обеспечить не позднее 2024 года завершение строительства национального аэромобильного центра подготовки шахтёров и горноспасателей в г. Новокузнецке, предусмотрев необходимое софинансирование за счёт средств федерального бюджета. Срок - 31 декабря 2023 г. Ответственные: Мишустин М.В., Цивилёв С.Е.

5. Правительству Российской Федерации совместно с Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности обеспечить проведение анализа результатов исполнения поручений Правительства Российской Федерации, ранее данных в связи с авариями на шахтах "Распадская" и "Северная", и при необходимости принять дополнительные меры по реализации этих поручений. Срок - 1 марта 2022 г. Ответственные: Мишустин М.В., Мохначук И.И.

6. Роструду совместно с Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности обеспечить контроль за выполнением условий Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности и направление ежегодных докладов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Доклад - до 31 декабря 2022 г., далее - ежегодно. Ответственные: Иванков М.Ю., Мохначук И.И.

  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square